Полтора миллиона лет назад закончилась активная стадия формирования Алтая - перестали извергаться вулканы, прекратились частые и сильные землетрясения, однако Алтай по-прежнему менялся, и его современный облик значительно отличается от того, что было здесь в те далекие времена. Именно в то время здесь появились первые люди - питекантропы. Ледниковый панцирь покрывал тогда огромные пространства Сибири.
   С тех пор прошло огромное количество времени - так много, что невозможно уложить в воображении. Алтай заселялся неандертальцами, афанасьевцами, скифами, гуннами и в конце концов гуннами. Сейчас по соседству с тюрками на Алтае проживают русские, немцы и многие другие народы. Сегодня представители различных национальностей ищут свою прародину на Алтае, и это не лишено оснований - пути миграций различных народов в древности проходили через эту горную страну. Приходя из других, далеких земель, они останавливались здесь, некоторые мимоходом - на одну - две сотен лет, а некоторые на несколько тысячелетий. С собой они приносили новые достижения и изобретения, новые элементы культуры - духовной и материальной. Одни народы шли дальше - возможно в поиске лучших мест обитания, возможно под давлением немирных соседей, другие - оседали надолго, ассимилируясь с коренным населением, образуя новые племена. Только на первый взгляд Горный Алтай кажется суровым и непроходимым, но во все времена он не был оторван от окружающего мира. С глубокой древности народы Алтая вели активную внешнюю политику: заключали военно-политические союзы, подвергались набегам иноземных племен и нападали сами, активно торговали с Китаем, Индией и Персией. Все эти процессы протекали в совокупности со всем историческим процессом развития Центральной Азии в древности.
   Таким образом, Алтай издавна являлся стыком цивилизаций: истроических, культурных, археологических.
Вокруг Алтая сформировались многие культуры и народы, оказавшие впоследствии влияние на судьбу других территорий. Сплав древности и современности, азиатского колорита и русской предприимчивости сделал из Алтая важный культурно-исторический центр.
   На территории Алтайского края и Республики Алтай выделяют 3 крупных археологических района: Горный Алтай, Верхняя Обь, Предгорья Алтая. Большинство археологических памятников Алтая приурочены к речным долинам, а также расширениям межгорных котловин, которые традиционно называют степями (Твыинская, Канская, Абайская, Уймонская, Курайская, Чуйская, Улаганская). Именно в этих удобных для проживания и жизнедеятельности местах с древних времен селились люди, здесь разворачивались важнейшие события алтайской истории.
   Вот краткая история Алтая - такая, какой её представляют современные учёные. На ней ещё много белых пятен, а новые открытия ещё могут принести мировые сенсации...
 
Каменный век (1,5 млн - 4 тыс. лет до нашей эры)
   Каменный век (1,5 млн. - 4 тыс. лет назад) является наиболее продолжительным и наименее изученным периодом человеческой истории. На его протяжении произошло становление человека, формирование основных современных рас, развитие охотничье-рыболовного, земледельческого и скотоводческого видов хозяйства и соответственных им орудий труда и оружия.
   Учёные выделяют три периода каменного века - палеолит, мезолит и неолит, а также промежуточный период между каменным и бронзовым веками - энеолит.
   Основным материалом, по которому восстанавливается история самого раннего периода - палеолита, служат каменные изделия. Гораздо реже встречаются изделия из кости и останки древнего человека. Очень непросто жили наши предки в этот период. Активные процессы горообразования (Алтай в это время лишь закончил стадию своего формирования), огромные ледники, суровый климат - всё это приносило немало хлопот человеку каменного века. В это время землю ещё населяли динозавры.
   Мезолит представлен более широким спектром находок. Более молодой возраст способствует сохранению части предметов, ранее исчезавших, например, изделиям из дерева. Значительное количество погребений позволяет оценить внешний облик, хозяйство и религиозные представления наших предков, а отсутствие глобальных колебаний климата, изменений рельефа, ослабление процессов горообразования и оледенения способствует сохранению мезолитических стоянок.
   Из эпохи неолита до нашего времени дошли изделия из керамики, остатки жилищ и хозяйственных построек.
   Исследование каменного века началось в начале 20 века, после обнаружения сельским писарем М.Д. Копытовым первой стоянки древнего человека близ села Фоминское. Свою деятельность М.Д. Копытов продолжал несколько лет, обнаружил и частично исследовал памятники практически всех эпох от палеолита до средневековья. Находки с Алтая заинтересовали исследователей, и вскоре на Алтай было организовано несколько экспедиций известных учёных Г.П. Сосновского, С.И. Руденко, М.П. Грязнова.
   В 1961 году экспедицией А.П. Окладникова и Е.М. Тощаковой были обнаружены грубые орудия из желваков желтоватого кварцита. Сейчас найденная неподалёку от Горно-Алтайска стоянка, названная Улалинской, получила всемирную известность, а каменные изделия уже три десятка лет вызывают споры об их датировке. Одни исследователи считают, что возраст найденной стоянки составляет 1,5 миллиона лет, другие же склоняются к более раннему возрасту, отдалённому от нас на 300 тысячелетий. Среди найденных вещей присутствуют примитивные каменные орудия, сделанные из заготовок, полученных огневой техникой, т.е. путем нагревания и резкого охлаждения камней.
   С 1982 года продолжаются исследования одного из самых значимых памятников истории - Денисовой пещеры. Пещера представляет собой своеобразный "слоеный пирог", состоящий из более чем 20 культурных слоёв. Каждый слой представляет отдельную эпоху развития человечества, от палеолита до средневековья. Возраст самых древних находок из Денисовой пещеры насчитывает 300 тысяч лет. На сегодняшний день найдено около 50000 различных предметов, но самой важной находкой, бесспорно, являются останки древнего человека. Радиоуглеродный анализ зубов, фрагментов ключицы и лучевой кости древного человека показал, что их возраст составляет 42 тысячи лет.Это наиболее древние останки человека из до сих пор найденных в Северной Азии.
   К каменному веку также относятся стоянки открытого типа, например Кара-Бом, Усть-Сема, Майма, Усть-Куюм.
   Предполагается, что древние люди вели кочевой образ жизни. Они жили на стоянках, расположенных в удобных со стратегической точки зрения местах. Пещеры закрытого типа, скорее всего, использовали в качестве приюта во время кочеваний. Всего сегодня на территории Алтая уже известно и исследовано несколько сотен памятников каменного века.
 
Бронзовый век (4 тыс. - 1 тыс. лет до нашей эры)
   Бронзовый век - это период в истории человечества, когда основным материалом для изготовления орудий труда была бронза. На Алтае начало эпохи бронзы датируется 4-м тысячелетием до нашей эры, и заканчивается в 8 веке до нашей эры.
   Ярким представителем бронзового века являлись племена афанасьевцев, населявшие Алтай с 4 тысячелетия до нашей эры и до первой четверти 2 тысячелетия. Название культура получила от Афанасьевской горы (близ р. Батенья в Красноярском крае), где в 1920 г. был исследован первый могильник этой эпохи. На Алтае племена афанасьевцев расселялись от Телецкого озера (по р. Бия) и среднего течения Катуни на юге до широты Барнаула на севере.
   Формирование афанасьевской культуры связано с переселением на Алтай раннескотоводческих племен протоевропеоидов, занимавшихся отгонным скотоводством. Медь и бронза начали применяться в производстве оружия, орудий труда, предметов быта и украшений. Этническую принадлежность афанасьевцев определить пока не удалось, можно говорить лишь об их расовой принадлежности. Антропологи утверждают, что эти люди были очень высокими (средний рост 1,8 м). Согласно реконструкциям черепа, это были элитные европеоиды. Установлено, что на базе афанасьевской культуры позднее появилась  скифо-сибирская культурно-историческая общность.
   Афанасьевцы вели комплексное хозяйство, отдавая предпочтение пастбищному скотоводству. Селиться они любили в широких открытых речных долинах.
   Афанасьевские памятники представлены могильниками и поселениями Балыктуюль, Ело, Кара-Тенеш, Теньга, Большой Толгоек, Арагол, Курота и др.
Погребальные памятники представляют собой оградки, в которых имелись овальные или прямоуголные могильные ямы с перекрытием. В ямах находились одиночные или парные погребения, усопших укладывали на бок или на спину, как правило, с подогнутыми ногами, головой на северо-восток или юго-запад. Часто костянки погребенных были окрашены охрой. Из предметов инвентаря в могильниках были обнаружены керамические сосуды, курильницы-вазы, орудия труда и украшения. Керамика отделана орнаментом в виде гребенчатого штампа.
Железный век (8 век до н.э. - 4 век. н.э.)

    Появление железных орудий вызвало настоящий взрыв в материальной культуре древнего мира. Орудия труда из железа оказались более производительными и долговечными по сравнению с орудиями из бронзы. Появилось более совершенное оружие.
    Первые изделия из железа появились в Малой Азии в XXI в. до н.э. В Сибири первые железные орудия (не считая изделий из очень редкого метеоритного железа) появились в VIII-VI вв. до н.э. Окончательное вытеснение бронзы произошло в III-I в. до н.э.
    Технология получения железа из руды значительно сложнее, чем бронзы. Температура плавления железа выше, чем бронзы и меди, а для железного литья необходимо изобретение сыродутных печей и сопел. Сложнее и техника плавления. Дело в том, что продукт, получаемый после плавки, представляет собой шлакированную болванку - крицу. И лишь после ковки крица превращалась в сталь. Именно освоение этой техники стало окончательным фактором в вытеснении бронзовых орудий железными.
    Ранний железный век делится на два периода, названных по имени народов, определивших в это время этнокультурный облик евразийских степей. Это скифо-сакский период (2-я половина VI-II вв. до н.э.) и хунно-сарматский (II в. до н.э. - III в. н.э.)
    Скифы, древние кочевые племена Восточной Европы и Западной Азии, обосновались в конце VII-II в. до н.э. в Причерноморье и на берегах Каспийского моря. Происхождение этих племен, которые, вероятно, принадлежали к индоевропейской группе, до сих пор до конца не выяснено. Известно, что скифские воины воевали с Персией, нападали на греческие колонии в Причерноморье, сохранились упоминания о наемниках-скифах в армиях этих государств.
    Главную роль в хозяйстве скифских и сакских племён играло кочевое скотоводство, поэтому период от VI-II в. до н.э. называют ещё и "эпохой ранних кочевников".
    На Алтае скифы были представлены двумя культурами - пызырыкской и каракобинской. Различались они тем, что погребальная камера в курганах пазырыкцев была выложена деревянным брусом, а у какакобинцев - каменными плитами.
    Материальная культура скифских племён имеет специфические особенности. Это так называемая "скифская триада" - оружие, конская сбруя, произведения искусства. Распространение получили отлитые в золоте и бронзе и изготовленные из других материалов изображения мифических чудовищ - грифонов, оленей с ветвистыми рогами и других животных. Этот стиль искусства получил название скифо-сибирского. В III веке до нашей эры южнее Алтая усиливаются племена хуннов. В 203-200 годах до нашей эры они наносят поражение китайцам, динлинам, юэчжам и многим другим народам. Хуннское государство становится гегемоном в Центральной Азии.
    В это же время на западе племена сарматов наносят поражение скифам и захватывают причерноморские степи.
    Однако господство хуннов не было долгим. В 93 г. до н.э. они были разбиты племенами сяньбийцев и бежали. В середине III века нашей эры окончилось и господство сяньбийцев, а часть хуннов, бежавшая на север, вместе со своими союзниками двинулась на запад. Смешавшись в IV веке с уральскими племенами, они двинулись дальше в Европу и стали известны под именем гуннов.
    Исследования археологических памятников раннего железа на Алтае продолжаются уже 150 лет, привлекая к себе внимание учёных со всего мира. Первой сенсацией стал курган скифской эпохи, изученный учёным-тюркологом Василием Радловым в 1865 году. Он первым обнаружил подкурганную мерзлоту - явление, возможное благодаря уникальному стечению обстоятельств. Суть этого явления в том, что погребальная камера почти сразу после захоронения заполняется водой. Вода из-за низких температур замерзает, а за короткое горное лето эта ледяная линза не успевает оттаивать. Получается своеобразный естественный холодильник, в котором тысячи лет могут в нетронутом виде храниться изделия, в других условиях исчезнувшие бы без следа - дерево, ткани, ковры и даже мягкие ткани человека. Позже, в конце 20 века, археологи обнаружили даже блюдо с остатками мясной пищи возрастом в 2500 лет.
    С 1925 года и до середины прошлого столетия исследованием алтайских курганов занимались известные учёные С.И. Руденко и М.П. Грязнов. Всемирную известность получили находки, сделанные в курганах урочища Пазырык. В переводе с тувинского языка слово "Пазырык" означает "курган". Исследования этих захоронений позволили выделить целую культуру, которая и была названа пазырыкской. Было исследовано 5 курганов, в которых захоронены представители племенной знати Алтая. Все курганы - с мерзлотой. Прекрасно сохранились найденные артефакты - конская сбруя из резного дерева, с богатой меховой и войлочной отделкой, кнуты с резными рукоятками, китайские шелка, самый старый из сохранившихся сегодня персидский ковёр, фрагменты повозок, китайская колесница и т.д. Богатая коллекция находок из Пазырыка сейчас хранится в Эрмитаже.
    Весь учёный мир всколыхнули находки из курганов плато Укок. С 1990 по 1995 годы раскопки на этом высокогорном плато проводили новосибирские археологи института археологии и этнографии СО РАН. Первый же год принес успех - курган с мерзлотой. Было сделано множество находок, многие из которых являются уникальными и пока не имеют аналогов. Однако ещё больший триумф ждал археологов в 1993 году, когда при раскопках кургана Ак-Алаха-3 была обнаружена мумия молодой женщины, с прекрасно сохранившимися мягкими тканями и татуировками. В прессе она получила широкую огласку и стала известной под именем "алтайской принцессы". Через два года была найдена ещё одна мумия - теперь уже мужчины. Как и у "принцессы", отлично сохранились мягкие ткани, волосы, одежда и татуировки, а также остатки травы, которой заполняли полости тела при мумификации. Богат и сопроводительный инвентарь - посуда, украшения, конская упряжь и разнообразные предметы быта.
    Находки из пазырыкских курганов хранятся в музеях по всему миру, однако наиболее богатые и яркие коллекции собраны в Эрмитаже, выставочном зале института археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск), краеведческих музеях Бийска и Горно-Алтайска.
    Кроме могильников, к эпохе раннего железа относятся поселения, поминальные и ритуальные сооружения, многочисленные менгиры (каменные стелы), "оленныв камни", петроглифы.
    Курганные могильники шибинского периода(от названия урочища Шибе в долине реки Урсул) были обнаружены по рекам Катанда, Берепь, Каракол, Курота, Курай, Яконур, Песчаная. По размерам и устройству они похожи на пазырыкские курганы. В них встречаются вещи китайского происхождения, а в богатых курганах - довольно много золотых вещей.
    К эпохе ранних кочевников относят и группу писаниц Центрального Алтая, выполненных способом пунктирной набивки, при котором все изображение заполняется ямочками и точками.
    Были найдены следы золотых приисков далеких времен. Помимо добычи золота, развивалось узкоспециализированное скотоводство (коневодство, овцеводство), охота на копытных и пушных зверей.
    В III в. до н.э. пазырыкская культура сменилась гунно-сарматской культурой. К концу III в. до н.э. племенной союз хунну, предки гуннов, покоривших позже европейские народы, создал первое в Центральной Азии раннеклассовое государство. За последние 20 лет в Горном Алтае были открыты и исследованы около двух десятков памятников этого периода. К ним относятся могильники Усть-Эдиган, Чендек, Верхний Уймон, Белый Бом, Бикв, Айрыдаш и др., а также поселения, городища, святилища: Юстыд, Бертек, Майма, Кучерла и т.д. Культурная и этническая принадлежность этих памятников пока не установлена. Возможно, пазырыкская культура не исчезла бесследно, а трансформировалась в культуру гуннского типа. О преемственности двух культур свидетельствует схожесть погребального обряда. Кроме того, в одном из погребений гуннского типа на средней Катуни был найден комплекс вещей скифской культуры, а в одном из пазырыкских курганов - накладки лука гуннского типа.
    Хорошо изучены памятники 1 тысячелетия оседлых племен Верхней Оби. Выделяют верхнеобскую ( II-VIII вв.) и сросткинскую ( IХ-Х вв.) культуры.

 
Средневековье (середина 1 тыс. - середина 2 тыс. н.э.)
   С окончанием хунно-сарматского периода началась эпоха "Великого переселения народов". Это время непрекращающихся войн и создания межплеменных суперимперий.
   В Горном Алтае были обнаружены разнообразные археологические памятники VI-X вв., относящиеся к тюркскому времени, в которых четко прослеживается связь между гунно-сарматским и тюркским периодами истории Алтая.
   В VI в. племена тюрков объединились в мощный Первый Тюркский каганат, включавший в свои владения земли от Кавказа и Крыма на западе до Китая на востоке. В 572 г. Первый Тюркский каганат распался на Западный с центром в семиречье и Восточный с центром в современной Монголии. В 651 году этот каганат попал под власть Китайской империи. В результате ожесточенной борьбы в 682 году возник Второй Тюркский каганат, который просуществовал до 744 г., вплоть до появления в степях Центральной Азии Уйгурского каганата, под властью которого оказалось население Алтая. После падения Уйгурского каганата в 840 г. алтайские племена оказались в подчинении енисейских кыргызов, предков современных хакасов, войдя в состав Кыргызского каганата. Начиная с VI в. древние тюрки проникновение в лесостепную и лесную зоны Приобья. Жившие здесь угорско-самодийские племена частично были оттеснены на север, другая их часть ассимилировалась с древними тюрками. Таким образом сгладились существовавшие на протяжении долгих веков культурные отличия между населением зоны гор и степей Алтая и обитателями Верхней Оби.
   К концу первого тысячелетия на Алтае сосуществовали как кочевые тюркоязычные племена, так и местное оседлое население. Сосуществование их не было совсем мирным, но различные хозяйственно-культурные типы существования кочевников и охотников-рыболовов не сталкивали их в сфере жизненно важных интересов и позволяли им взаимовыгодно уживаться рядом. Между племенами шел обмен идеями и достижениями, взаимообогащались культуры и шел медленный, но верный процесс тюркизации местного населения. История Алтая в начале 2-го тысячелетия собирается учёными буквально по крупицам, в китайских хрониках, в византийских и арабских источниках.
   Следующий этап развития Алтая был связан с татаро-монгольским владычеством и именем Тэмуджина. В 1182 году часть монголов, расколовшихся на два враждебных лагеря, избрала Тэмуджина своим ханом под названием Чингиз. В течение двадцатилетней борьбы между этими лагерями победили сторонники Чингизхана, и в 1206 году он вновь был избран ханом. Отсюда и начинается история великих завоеваний.
   Монгольская империя была неоднородна по этническому и религиозному составам населения. Именно в этот период на Алтае распространилось мусульманство, запрещающее класть сопроводительный инвентарь в захоронения. Поэтому подавляющее большинство захоронений безынвентарные и представляют для исследователя крайне скудный материал.
   Ослабление монгольской династии привело к потере влияния монголов над частью завоеванных территорий, однако Алтай по-прежнему находился под влиянием монголов. Такая ситуация продолжалась вплоть до присоединения Алтая к России в 17-м веке. Это время известно как период господства джунгарского государства, северной провинцией которого являлся Алтай.
 
Вхождение алтайцев в состав России (18 век)
  Процесс присоединения территории Алтая к России длился долгих два века... Началось всё с того, что в 1598 году русский отряд на берегу Оби разбил войско сибирского хана Кучума. После этого аборигенное население Сибири увидело в России реальную силу, способную защитить их от набегов кочевников. В 1604 году князь племени эуштинцев Тоян обратился к Борису Годунову с предложением построить крепость в земле томских татар. В сентябре того же года на реке Томь был заложен город Томск, а в 1618 году в верховьях Томи был сооружён Кузнецкий острог - самый южный форпост Сибири. Россия стремилась распространить своё влияние на южные территории Сибири. Русские войска продвигались по притокам Томи рекам Кондома и Мрассу, облагая ясаком шорские народы. К 1625 году отряд русских казаков проник в долину реки Бия, однако дальнейшее продвижение было затруднено из-за сопротивления местного населения. Лишь через семь лет отряд под командованием Петра Сабанского вышел к берегам Телецкого озера, обложив ясаком племена телесов. В последующем русское влияние на Алтае усиливалось. Местное население, разоряемое джунгарскими феодалами и телеутскими князьями, всё больше тяготело к России. Лишь в 18 веке сложились условия для окончательного присоединения Алтая к России. В 1708 году Пётр I подписал указ, в котором значилось: "На реках Бии и Катуни в пристойном месте для сбору ясашной казны и к селению пашенных крестьян построить острог со всякими крепостями" В 1709 году, на мысу между слившимися Бией и Катунью соорудили Бикатунский острог. Однако этот факт совсем не устраивал джунгарскую и телеутскую знать. Началось противостояние России и Джунгарии. В 1710 году отряд из 4 тысяч джунгарских всадников напал на Кузнецкий уезд, сжёг 8 деревень, а на обратном пути захватил и сжёг Бикатунский острог. По сохранившимся сведениям, крепость отбивалась от кочевников три дня. Из-за угрозы постоянных набегов противника, было решено укреплять позиции русских войск в верховьях Оби. За четыре года было построено четыре крепости. Однако, в 1744 году джунгары сожгли крепость при демидовском руднике и засыпали шахту. В связи с этим было построено ещё две крепости, два форпоста и укреплена деревня Кабанова, превратившаяся в Кабановскую защиту. Но через шесть лет началась китайско-джунгарская война, закончившаяся уничтожением Джунгарского ханства. Под угрозой захвата Цинской империей оказались и алтайские племена. Они оказывали завоевателям упорное сопротивление. однако силы были неравны. Спасаясь от закабаления или истребления, алтайцы бежали к русской границе, пробиваясь к ней с ожесточёнными боями. Иногда из тысячных отрядов цели достигали лишь десятки человек. Вот как описывал эти события телеутский зайсан Бок: "... С пять тысяч кибиток на лошадях и верблюдах едва и живот свой бегом спасали, потом и к русским границам с немалым поспешанием стали приближаться... И токмо в тридцать пять человек пешими пришли в Усть-Каменогорскую крепость" Уже в первый год войны алтайские зайсаны писали коменданту Бийской военной линии полковнику де-Гаригге: "Дай нам людей на сбережение, сбереги от злого времени, в нашей земле, где приглянется, стройте город" От имени всех зайсанов к русским направили зайсана Наамкы. Он предлагал уплатить ясак вперёд и брал обязательство выставить по требованию Русского правительства две тысячи воинов. Так в мае 1956 года было принято решение о приёме алтайского народа в состав России. В июне начался массовый приём алтайцев в Бийской и Катунской крепостях и в других пунктах военной линии. К ноябрю 1756 года было принято 13 тысяч кибиток. Часть новых подданных, главным образом джунгар, была переселена на Волгу, к поволжским калмыкам, часть поселили в Красноярском уезде. Однако, большинство осталось в верховьях Оби. По мере успокоения ситуации, алтайцы постепенно возвращались на Алтай.